?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЭХО

Вчера в субботу 11 апреля на радиостанции "ЭХО МОСКВЫ" шла передача Ксении Лариной

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК
тема передачи:

Театральные скандалы: зрители наказывают артистов?

( Мне показалась тема любопытной, тем более что в программе прозвучал комментарий слушательницы о "ЩАХ" Юго-Запада.
Вывешиваю маленький кусочек текста передачи. Послушать и прочитать  полностью можно
на сайте радиостанции "ЭХО МОСКВЫ"  http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/584539-echo/ или на форуме театра)"


К. ЛАРИНА: Вы поняли, дорогие друзья, что у нас сегодня программа «Культурный шок» выходит в это время,
в 10:09, а программа «Все на выход», которая рассказывает о мирных событиях культуры, безобидных,
безвредных, она у нас пойдёт в 13 часов. Связано это с тем, что один из наших гостей, режиссёр Евгений Марчелли,
который приехал в Москву на «Золотую маску», доброй утро, Женя.

Е. МАРЧЕЛЛИ: Доброе утро.

К. ЛАРИНА: Он сегодня отправляется в культпоход, по-другому это не назовёшь, на «Берег утопии»
в Российский Академический молодёжный театр. Поэтому мы решили ради него программу сделать в 10. Хватит болтать!

М. РАЙКИНА: Ксюша…

К. ЛАРИНА: Я вас рассажу!

М. РАЙКИНА: А ты видишь, что делается? Он уплывает..

К. ЛАРИНА: Житинкин знает, что происходит.

А. ЖИТИНКИН: Это очень мощная энергетика! Доброе утро!

К. ЛАРИНА: Андрей Житинкин – режиссёр и Марина Райкина, которая борется с микрофоном.

М. РАЙКИНА: Он от меня убегает!

К. ЛАРИНА: Тема у нас сегодня такая – театральные скандалы, зрители против артистов. Я думаю, что многие
знают, что на прошедшей неделе одним из самых главных топовых событий в Интернете, в блогах, был случай,
произошедший на сцене ДК Ленсовета в Петербурге, когда «Записки сумасшедшего» представляли три
арт-объекта. Олег Коровайчук, Рената Литвинова и Александр Баширов. Всё это кончилось грандиозным
скандалом, поскольку зрители вступили в прямой контакт с артистами, с требованием покинуть сцену. «Уйдите
отсюда, безобразие, прекратите! Верните наши деньги!»


На что Рената Литвинова, по свидетельствам очевидцев, крикнула со сцены: «А Вы, женщина в полосатом
свитере, вообще бесплатно сюда пришли».

А. ЖИТИНКИН: А как она узнала, что бесплатно?

К. ЛАРИНА: Не знаю, может она сидела на бесплатном месте. Кончилось это тем, что, конечно же, толкучка
случилась у касс, у администратора, люди стали требовать деньги, а деньги не малые – до 4 тысяч с половиной
рублей стоили билеты на этот перформанс.


М. РАЙКИНА: На самые топовые, видимо, места.

К. ЛАРИНА: Это один случай. Второй случай сидит перед нами. Это Евгений Марчелли, который поставил на
свою беду спектакль «Дачники» у себя в театре в Калининграде. И пришли на этот спектакль некие люди с
чистыми помыслами, смотреть Горького. Потом увидели там голых артистов…


М. РАЙКИНА: А-а-а…

К. ЛАРИНА: …и стали кричать: «Уберите порнографию со сцены». Обратились с требованием вернуть билеты,
а в итоге чуть ли не в суд обратились. Сейчас Евгений подробнее расскажет. Я могу процитировать одну из
возмущённых зрительниц.

М. РАЙКИНА: Андрюш, мы сидим с уголовником…

К. ЛАРИНА: Да, да, да. Смотрите… «Посмотреть широко разрекламированный спектакль пришли ничего не
подозревающие о его скандальном содержании родители с детьми, учителя с учениками, учащиеся местных
техникумов и ПТУ. Однако, ещё до окончании первого акта, возмущённые увиденным родители, бросились
уводить детей из зала, выкрикивая: «Порнография! Совсем стыд потеряли!» Перед глазами мелькали
абсолютно голые актёры и актрисы, имитирующие половые акты и различные половые извращения». Это
спектакль «Дачники», постановка Евгения Марчелли.

И последний в этом ряду случай, как-то всё скопилось, поэтому решили на эту тему поговорить всерьёз. В ТЮЗе
Тверском то же самое случилось, аналогичный случай произошёл со спектаклем «Вий». Родители и дети,
пришедшие на премьеру в театр, были шокированы, когда на сцене появилась полностью обнажённая
панночка. Закрыв глаза своим детям, возмущённые папы и мамы бросились со своих мест к выходу, со
скандалом покинули помещения. «Я чуть со стыда не сгорела, когда увидела на сцене совершенно голую
женщину. Ведь в зале в основном были дети и подростки. В первом действии бурсак Хома Брут непрестанно
пьёт горилку, а затем развлекается с юными, совершенно обнажёнными русалками. А уж когда на сцене
появилась в чём мать родила панночка, у меня челюсть отвисла. Как же можно! Это же детский театр!»


На самом деле, ведь не просто уходят, хлопая и возмущаясь, хлопая креслами, я имею в виду. Они требуют
деньги назад и действительно, насколько я знаю, там даже в прокуратуру у вас обратились, Жень?


Е. МАРЧЕЛЛИ: Обратились к Генеральному прокурору Чайке с предложением о возбуждении уголовного дела
и преследовании меня.

К. ЛАРИНА: За что? За распространение порнографии?

Е. МАРЧЕЛЛИ: За распространение порнографии. Для меня это странно, потому что в спектакле на одну
секунду мелькает обнажённое мужское тело, причём, это в большой группе людей.

К. ЛАРИНА: А там фотография, как-то очень крепко стоит на ногах, и держит впереди женщину, которая у него
чуть-чуть вперёд наклонена.

Е. МАРЧЕЛЛИ: Не держит, она его закрывает. Она бросается его закрывать. Контекст всегда можно изменить,
вырвав один какой-то момент. Это на одну секунду. Причём, нужно точно знать, куда смотреть, чтобы что-то
пытаться увидеть. И больше нет ни мужчин, ни женщин обнажённых, о чём я уже теперь жалею. И второе, что
идёт имитация…

М. РАЙКИНА: Срок увеличивает это, если Вы жалеете.

Е. МАРЧЕЛЛИ: Нет никаких половых актов в том виде, как это принято понимать по слову «порнография».
Порнография – это реальное изображение, а это некая художественная попытка. Поскольку речь идёт о
мужчине и женщине, это тоже часть их жизни.

К. ЛАРИНА: На самом деле, почему я решила на эту тему поговорить. Я хочу говорить не о ваших творческих
замыслах, вы имеете право на всё, в искусстве можно всё. Вопрос – в мере таланта, про что это и для кого это. Я
хотела поговорить о зрителях. Насколько это обосновано юридически и этически – требовать деньги за билет в
том случае, если спектакль раздражает, не понравился, не соответствует моим эстетическим взглядам и
вкусовым, и вообще, когда я полностью не согласна с постановкой, с извращениями по разным оценкам,
надругательство над классикой, как угодно это можно назвать. От порнографии до не знаю чего. Насколько это
вообще оправданное решение. Появилось это новое веяние – верните деньги за билет. Это раз.

Обращение в прокуратуру, подавать в суд, я знаю, что зрители, которые пришли на спектакль с Литвиновым, с
Башировым и Коровайчуком, они на полном серьёзе подают в суд за то, что их обманули. Сравнивается это с
таким напёрстничеством от искусства. У Андрея Житинкина спектакли пограничные всегда, не для всех, что
называется, не каждый может принять и сказать: «Да, я люблю такой театр». Но если вы не совпадаете,
Андрей, кто в этом виноват?

А. ЖИТИНКИН: Тут всё, конечно, дело, я думаю, я и хотел задать коллеге вопрос, в мотивации. Если это 100%-но
замотивировано, если это концепт и если без этого невозможно, если спектакль, как произведение искусства,
должен ломать некоторые каноны, потому что мы всё равно прорываемся в некоторые новые сферы сознания,
эстетики, то тогда, я считаю, ни один прокурор, понимая специфику, не будет давать ход. Другое дело, когда
возникает такая опасная вещь, как перформанс, да ещё датский, это было посвящено Гоголю, и в Петербурге
эта история может трактоваться с двух сторон. Это не в чистом виде спектакль. Давайте говорить своими
словами, это чёс, это актёры, которые собрали какую-то солянку, в первом отделении – музыкальное, во втором
– драматическое.

И потом, они читали, оказывается, Гоголя, т.е. это не был спектакль. Надо, наверное, знать все подробности. Но
я уже вижу, что это не спектакль в чистом виде. Поэтому зритель прав в чём? Он прав, если он имеет одну
информацию, приходит на одно, а видит другое. Грубо говоря – он прав иногда. Вот я сейчас могу сказать
стопроцентно, продюсеры хватаются за голову и в предынфарктном состоянии, если заявлены звёздные
фамилии. И действительно, зритель, особенно в провинции, копит деньги, чтобы своих кумиров увидеть живьём,
тех, кого они видят по телевизору.

И вдруг совершенно другие фамилии. Бывает всякое. Актёр жутко заболел. Дайте информацию! Тот, кто не хочет
– не купит билет. Тот, кто скажет: «А я всё равно хочу увидеть этого, другого» - пойдёт. Поэтому продюсеры часто
блефуют. Это беда продюсеров, а не актёров, актёры часто не виноваты. А зритель прав в том, что он должен
иметь полную информацию...
 

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
knesssit
Apr. 15th, 2009 07:41 pm (UTC)
Игра в жмурики по Волохову
Кроме "Игры в жмурики" по пьесе Михаила Волохова Житинкин ничего серьезно-скандального в своей жизни не поставил. Последние его спектакли - низкопробный бульвар, как по выбору пьес, так и по режиссуре. И когда его зовут в эксперты по театральным скандалам - совсем скучный разговор получается)))
alina_kara
Jan. 10th, 2010 03:46 pm (UTC)
Перфоманс не перфоманс-но словами о "ломании канонов" можно оправдать все, даже обкуренных Баширова и Литвинову, которые не только не могли толком донести зрителям свой замысел, но еще и после антракта часа два не выходили на сцену, не в состоянии были, видите ли.Заметьте, к Коровайчуку, первое отделени простоявшему на сцене под кадры из фильмов с его музыкой, ни у кого претензий нет.Это тоже о многом говорит.Пьеса же Горького "Дачники" для детей вообще-то не подходит, даже для подросткового возраста, но уж если хотите пускать там нагишом актеров-то все-таки надо написать, что "детям до 16", как в кино.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel