?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у kagury в Мастер и Маргарита в театре на Юго-Западе

Эмоции улеглись, и я решила таки собраться с мыслями и написать про "Мастера и Маргариту" поподробнее.

Представьте себе - зал, погруженный в темноту. На втором плане висят большие металлические щиты, которые издают звук, похожий на гонг, когда кто-то по ним ударяет. С каждой вспышкой  красного цвета и ударом в такой щит на сцене  появляется один из членов свиты Воланда. И вот уже они все четверо стоят в ряд и смотрят в зал. Я вообще невпечатлительная ни разу. Но тут... Мурашки по коже. В город пришла Тьма. И это было такое яркое и сильное ощущение какого-то внезапного внутреннего страха. Физического. Они уже здесь...

После такого начала мне сразу стало понятно, что это мой спектакль. И дальнейшее только подтвердило первое впечатление.

Вообще мне показалось, что этот спектакль о тьме. В разных ее ипостасях. И поэтому недивительно, что главная роль - роль Воланда, а вокруг - меняющееся и неизменное человечество. Воланд - великолепен. Ироничен, умен, вежлив, любопытен. И темен внутри. Или непроницаем? Не знаю, кто сыграл бы эту роль лучше, чем Олег Леушин. Я таких пока не видела. Да и свита хороша. Вот может, за исключением Бегемота. Кот здесь в тени. Более того (о ужас!), я первые минут 20 принимала за кота.... Азазелло (его превосходно играет Белякович). Потому что он упитанный и страшно обаятельный. Но это совершенно не изменило общего впечатления.

Удивительно (с учетом продолжительности), но в спектакле сохранены все сюжетные линии и все самые существенные и интересные эпизоды, присутствующие в романе. Временами кто-нибудь из персонажей берет на себя роль рассказчика (чаще всего это  Воланд), что позволяет сохранить текст самого романа в тех местах, где без него просто невозможно обойтись: "однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина..." или "тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город". Ну вы понимаете.
Выбранные эпизоды удачно скомпонованы, удалось избежать длиннот и псевдофилософского занудства, которыми грешили те постановки, что я видела до этого. Но при всей легкости повествования, поверхностности нет и в помине. Чистый концентрат романа. И финальный взгляд в бездну.
Сцены с участием Пилата (ах, какой там Пилат!) гармонично вплетены в ткань основной части. Декораций, кстати, нет. За исключением уже упомянутых щитов. И это тот редкий случай, когда их отсутствие расширяет пространство как сцены, так и воображения. Кажется, что за тогой прокуратора виден мраморный балкон... Патриаршие, психушка, варьете, Грибоедов - исключительно реальны,  я бы сказала, материальны, хотя на сцене нет ничего, кроме актеров и света. Вообще, массовые сцены сделаны так, что за некоторой нарочитой кутерьмой совершенно ясно читаются символы того или иного места. Непонятно, как это удалось, но удалось.

Кстати, весьма неожиданный образ Варенухи (Санников). Никогда не воспринимала его комическим персонажем (и вообще толком не воспринимала), но здесь - каждое движение глаз, каждый поворот головы обращает на себя внимание. Он весь такой  манерный, кокетливый, немного голубоватый. Очаровательный такой пройдоха. К слову об оттенках тьмы. Это нечто :)

К моему большому удовольствию, унылая романтическая история практически полностью выброшена. Мастеру и Маргарите оставлены лишь их функции. И они совершенно не про любовь. Про привычку и спокойствие? Возможно. Кстати, интересно,   здесь Маргарита вполне зрелая дама, очень прямолинейная и умеренно стервозная, откровенно занудная, никакой романтики, чистый практицизм.

Сложнее всего,  как и всегда, впрочем, с Иешуа. На фоне облеченного и утомленного  властью Пилата,  ироничного и всемогущего Воланда, он кажется невзрачным и даже немного нелепым что ли. Самая яркая его  черта здесь - интерес к людям. Он беззащитен и бессилен что-то изменить. Но он видит насквозь ("трусость - самый страшный порок"), он может снять боль ("Ты - великий врач?"). И хотя он принимает окончательные решения, его сила (всегда?) проявляется через других.

Мне пришло в голову, что Иешуа у Булгакова в каком-то смысле, это версия для интеллигентов (не факт, что на самом деле иначе). Он принимает участие в судьбе тех, с кем ему интересно. А интересно ему с людьми умными и нестандартными, с Пилатом и с Мастером (которые, в сущности есть одно). И это кажется слишком человечным для бога, которому не позволено иметь слабостей. Или позволено?

Резюме: на мой взгляд, это лучшая постановка Мастера и Маргариты (включая известные мне экранизации Кары и Бортко), которая существует на настоящий момент. При том, что я была практически уверена, что поставить МиМ в театре - невозможно в принципе. Возможно. И гораздо эффектнее и реальнее, чем это сделали в кино (никогда не думала, что такое напишу). Спектакль уникальный. И раз он получился, я полагаю, что Михаил Афанасьевич одобрил.

Огромное спасибо нашему самому театральному сообществу moscultura и ketosha за приглашение.
"Королева в восхищении" (с).


Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel