?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Москва-Петушки

Подробная статья о поэме "Москва-Петушки" и нашем одноименном спектакле - участнике фестиваля ArtОкраина.

Оригинал статьи здесь

...Новая сценическая версия поэмы “Москва — Петушки”, созданная под руководством режиссёра Московского Театра на Юго-западе Олега Анищенко, появилась чуть ли не случайно. По словам режиссёра, изначально был запланирован литературный вечер. “Мы планировали просто почитать Ерофеева, и надо было сделать всего лишь инсценировку. Но в процессе работы над инсценировкой вдруг появились такие мысли, что, наверное, будет скучно просто читать. Надо какие-то кусочки сыграть. И так постепенно-постепенно появился спектакль”.

...

Даром что поэма Ерофеева написана в прозе, спектакль начался с авторских стихов в исполнении главного режиссёра театра “За Чёрной речкой”. Стихотворение Ивана Яновича Стависского наилучшим образом подошло в качестве эпиграфа к этой постановке, проведя тем самым временной мост между эпохами. А продолжился спектакль с записи голоса самого автора, читающего свою поэму.

В спектакле, помимо самого Олега Николаевича, задействованы ещё четыре актёра: заслуженная артистка России Карина Дымонт, Андрей Санников, Максим Лакомкин и Александр Шатохин. В таком составе артисты работают уже 15 лет, поставив вместе не одну пьесу. Артисты понимают друг друга буквально по щелчку. Так что совсем не удивительно, что подготовка спектакля заняла всего пять дней!

Но гораздо интереснее сама идея постановки. Роль Венечки Ерофеева, главного героя поэмы, была поделена между всеми актёрами, одетыми в одинаковые майки, безразмерные плащи и широкополые шляпы. Такой ход добавил изрядную долю динамики всей постановке. Зрителю приходилось постоянно переключаться с одного актёра на другого, ловить каждую реплику, улавливать изменение в интонациях и манере подачи самого текста.

Идея, на самом деле, не преследовала каких-либо высокохудожественных целей. Как признался Олег Анищенко, “сама мысль пришла по техническим соображениям изначально. Я представил себе, как один из актёров, играющий Ерофеева должен выучить вагон текста, а остальные будут его просто обслуживать. Кому это, вообще, будет интересно? Один скажет: “Я с ума сойду, пока это буду всё учить”. И я решил: “Давайте Ерофеева будут играть много людей. Просто чтобы всем было интересно”. И когда потом я посмотрел на это с точки зрения нагрузки, мы поняли, что это как раз то, как и должно быть. И это самое ценное в постановке”.

Другой, не менее интересной и практичной идеей стало использование в качестве декораций и бутафории простых пластиковых ящиков для стеклотары и пустых бутылок, как ещё одно напоминание об ушедшей советской эпохе. Сейчас такие ящики уже редко встречаются в магазинах, а раньше их можно было увидеть в любом ларьке.

Ящики оказались действительно блестящей мыслью, став буквально универсальным сценическим конструктором. Из них собирались столики в привокзальном кафе, оконные рамы и сиденья в электричке или просто театральные ширмы.

“Идея с ящиками принадлежит Максиму Лакомкину, — признался режиссёр. — Вначале, когда поступило предложение сделать вечер по Ерофееву, подразумевалось, что бюджет будет равен нулю. Благо, что майки-алкоголички и какие-то штаны нашлись легко, но на большее средств не хватало. Поэтому мы попросили у директора Ани Киселёвой денег и купили 20 ящиков. Иногда такие вот мысли приходят по бедности. Это очень хорошо, когда человек поставлен в какие-то рамки”.

Также хочется отметить несколько особенно ярких сцен таких, как карнавал после фразы “И немедленно выпил”, представление коктейльной карты имени Венички Ерофеева и встреча со Сфинксом, который так и не пустил его в родные Петушки. В процессе представления коктейлей каждый актёр рассказывал рецепт своего приготовления, состоящего из спиртного, разных видов парфюмерии и политуры. Зрители просто не могли удержаться от смеха, глядя на “слезу комсомолки”, “ханаанский бальзам”, или “дух Женевы”. Но не менее иронично получилась сцена с загадками Сфинкса, задающего свои каверзные вопросы обалдевшему Веничке под музыкальное сопровождение из телешоу “Кто хочет стать миллионером”.

Но в работе над спектаклем не обошлось и без “издержек производства”. Из-за сжатых сроков и сложности интерпретации театру пришлось отказаться от некоторых, в том числе даже ключевых, сцен. В спектакль не вошёл сон Венички с Петушинской революцией, выпала сцена с кондуктором в поезде. Актёры обещают обязательно доделать и вернуть в своих будущих постановках эти эпизоды.

“Мы планировали спектакль от полутора часов до двух. Сейчас он идёт полтора часа, то есть вот эти 10-15 минут, которые мы ещё планировали использовать в постановке. Мы просто не успели сделать как раз вот эти кусочки, которые не вошли, и у нас есть мысли, как их доделать”.

Но в целом выпавшие сцены абсолютно не испортили общего приятного впечатления от спектакля. Публика восторженно аплодировала артистам после спектакля, не отпуская их за кулисы и заставляя вновь и вновь возвращаться на сцену и благодарить зрителей за внимание.

...

После короткого антракта в зале состоялась небольшая встреча зрителей, представителей петербургских театров и СМИ с актёрами Московского Театра на Юго-западе. Во время оживлённого диалога было задано множество вопросов не только о самом спектакле, но и о самом театре, о его творческом коллективе и дальнейших планах на будущее. Актёры делились со зрителями своими впечатлениями от гастролей, рассказывали о других постановках и вспоминали курьёзные истории, произошедшие во время репетиций или спектаклей.

Одной из острых и тонких тем, ввиду того, что в книге Ерофеева присутствует немало нецензурных слов, стал закон о мате. Актёры высказались в поддержку этого закона, считая, что у Ерофеева настолько богатый язык, что мат в его поэме — совсем не главное. Правда, авторам постановки пришлось приложить немало усилий, чтобы очистить её от обсценной лексики. Тема коснулась не только Ерофеева, но и постановок других театров.

“Я совсем недавно смотрел “Калина красная” Шукшина, — рассказывал Олег Анищенко, — и в момент, где он поворачивается и должен сказать… включается музыка и разлетаются вороны. Понимаете? Мы все как бы: “Вот это ничего себе он так сказал!” У меня рождается образ. А если бы он это озвучил вслух, не было бы образа. Поэтому, наверное, хорошо, когда запрещают, заставляют как-то поднатужиться”.

Получасовая встреча закончилась, как и спектакль, бурными и продолжительными аплодисментами, восторженными отзывами и приглашениями снова приехать с гастролями в Петербург."

петушки_чб

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel