?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

26 мая в 18 00 в Малом зале Дома кино Союза кинематографистов России Гильдия актеров кино организует вечер из цикла «Чтобы помнили», посвящённый Виктору Авилову. В программе: телефильм «Маскарад» (реж. Инесса Мамышева, Лентелефильм, 1990). Фильм был дважды показан по лениградскому ТВ в 1990 г., долгие годы считался утерянным, последняя сохранившаяся копия была найдена в этом году в архивах 5-го канала. Вход свободный, по приглашениям. Приглашения можно заказать у редактора Дома кино Елены Ретунской по тел.: +74992516314 или Андрей Ильин +79164262099.

Продолжительность фильма 2 часа 20 мин.


«Маскарад» стал едва ли не последним представителем очень популярного на советском телевидении жанра фильмов-спектаклей. Эти фильмы, снятые на стыке театра и кино, отличались прежде всего великолепной актерской игрой — достаточно вспомнить, например, «Страницы журнала Печорина» с Олегом Далем в главной роли. И «Маскарад» стоит посмотреть хотя бы ради прелестной, юной, восхитительно живой и светлой Нины — Марины Зудиной и, конечно, ради Виктора Авилова в роли Арбенина.


Невозможно избежать сравнений с классическим фильмом 1941 года с Николаем Мордвиновым и Тамарой Макаровой. Сергей Герасимов снимал его на излете эстетики немого кино. В конце ХХ века преувеличенные «театральные» страсти-в-клочья едва ли возможны были даже на оперных подмостках. И Авилов составляет образцовый контраст мордвиновской трактовке роли. Его Арбенин словно выжжен изнутри и не способен уже на сильные эмоции. В первых сценах, когда он «женат, богат... любовью занят, не делами», он скорее похож на человека, который выздоравливает после тяжелой болезни и заново открывает для себя прелесть обыкновенной жизни. Но стоит приглядеться — глаза его всё время ускользают от общения, он почти не смотрит на собеседника. Людей «читает» не хуже, чем карты: мгновенный просчет вариантов — и как же всё понятно, господа, как скучно... Во многом знании много печали. Глаза подернулись пеплом, сквозь который изредка сверкнет ирония... Но вот разворачивается история с браслетом, и этот вулкан просыпается. Арбениным владеют две стихии — холодное бешенство мстителя и глубочайшая обида обманутых чувств. Он расправляется с Князем легко, артистично и без рефлексии. Но каждая мысль о Нине вызывает слёзы. (Меня здесь поразила актерская техника Авилова: глаза Арбенина постоянно полны слёз, но ни одна слезинка не упала.) «...Ты не знаешь, что это значит — когда мужчина плачет... Смерть у него в руках, и ад в груди». Он запирает в себе эту боль, не позволяя ей прорваться рыданиями или криком. Мужчина...

Разрядка не приходит и в финале. Лермонтов наградил Арбенина безумием, как покоем, так что ему позавидовал даже князь Звездич: «Он без ума... счастлив... а я? навек лишен Спокойствия и чести!» Не то в фильме Инессы Мамышевой. Арбенин не только не лишился рассудка, в нем в довершение всех бед проснулась совесть, а это кара пострашнее безумия. Режиссер недвусмысленно приводит финал к библейским и евангельским смыслам — то, что Виктор Авилов постарался сыграть в своем Монте-Кристо и чего ему так не хватило в кинофильме «Узник замка Иф». «Мне отмщение, и Аз воздам», «...Якоже и мы оставляем должником нашим»... Арбенин приходит к Богу. Снова и снова проходит он вдоль церковной ограды, как будто не решаясь войти; лицо его внешне бесстрастно, а душа со слезами повторяет слова молитвы. Эту сцену невозможно измерить актерской игрой.

MASKARAD_AFISHA_ISPR_A2_300_CMYK

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel