?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отзыв о спектакле Валерия Беляковича, поставленного во МХАТе им. Горького.

Оригинал взят у natalya_revva в МХАТ. На дне.
Люблю Горьковский МХАТ.

Для классических произведений нет ничего лучше классических постановок. Пьеса Горького "На Дне" - одна из лучших, программных и наиболее значимых для театра на Гоголевском бульваре.

Премьера "На дне" состоялась в 1999 году. Режиссер - Валерия Белякович - ставил пьесу, основываясь не только на итоговом варианте напечатанной драмы, а использовал черновики писателя. Вот почему спектакль длится почти 3 с половиной часа, хотя сама книга читается за 2. Декорации сцены до мелочей соответствуют тем, что прописаны в экспозиции. На премьере Сатина играл Клементьев - народный артист России, Ваську Пепла - Максим Дахненко. Вчерашний спектакль по своему воплощению, кажется мне, нисколько не отличался от премьерного показа.

С первых же минут спектакля привлекает волнующая и красноречивая светомузыка. Тон освещения сцены - притушенно-голубой - идеально сочетается со стальными балками - основаниями нар. Первая мелодия, под которую на сцене появляются актеры, полна надежды, победоносна. Это сразу же вводит в заблуждение зрителя. Музыка быстра, стремительна, резка, возможно - через чур громка. Основная часть действия происходит в тишине, и тем более цепко ухо выхватывает звуки мцзыкального сопровождения. Именно музыка всегда становится крайней точкой напряжения. С нее и начинается спектакль.

Все герои появляются на сцене в одежде в светлых тонах. В первую очередь этот факт вызывает недоразумение: голодные-нищие люди в забытой Богом ночлежке - и в белых одеждах. По ходу развития пьесы этот замысел постановщика становится яснее: ведь в каждом из них теплится чистая и нежная человеческая душа. Девушки-героини появляются на сцене на каблуках, в белом шелку. Это говорит о кристальности их сердца и о вине обстоятельств, сковавших их жизни. После нескольких смертей на сцене (умирает Анна, погибает Костылев, вешается Актер), признаешь еще более глубинное значение белой одежды: все они готовы к смерти в каждую минуту своей жизни. Поэтому когда герои выходят на поклон, невозможно представить их в грязных вещах, которые, казалось бы, им подобает носить.

Актеры всегда находятся в движении, вечно оставаясь на месте. Этот замкнутый круг, ощущение замкнутости пространства заставляют наиболее сильно прочувствовать безвыходное положение героев. Единственная декорация на сцене - четыре ряда железных нар. Все действие происходит среди этих имитированных постелей. Большую часть времени герои проводят сидя или лежа; не меняется не только положение их тел, но и выражения их лиц. В наиболее значимых и накаленных страстями моментах, под громкую и нервную музыку герои совершают одно и то же движение: синхронно перекатываются на нарах, перескакивают с одной на другую и перекатываются снова. Эти на первый взгляд абсурдные движения и есть главное отображение тупика, в котором находятся все действующие лица. Ведь каждому, кто находится "на дне", не остается ничего, кроме как исступленно перекатываться по нарам.

Главным на сцене становится, конечно, слово. Ведь действия практически не происходит. Наиболее знаменитые монологи произносятся с верхней нары (например, монолог Сатина о правде). Словом решаются конфликты, словом завязывается любовь,словом строятся мечты и рушатся жизни. Поэтому голоса актеров этой постановки запоминаются лучше, чем любая деталь их внешнего вида или черта лица.

Хозяином сцены вчера был, безусловно, Васька Пепел. Его играл 48-летний Максим Дахненко. Гулкий звучный бас, стремительность и четкость реплик, эластичность и легкость движений - все это невероятно привлекает зрителя. Именно он стал вчера главным героем. Сила личности этого персонажа настолько велика,что настроение толпы меняется вместе с настроение Васьки: вместе с ним мы отрицаем любовь Василисы, вместе с ним надеемся на руку Наташи и на счастливую жизнь в Сибири, вместе с ним мы теряем веру в жизнь после убийства Костылева. Дахненко делает спектакль ярким, острым, еще более метко бьющим прямо в сердце.

Постановка поразила меня динамичностью и живостью. Актеры, которые становятся в этот вечер единоличными владельцами внимания публики, не имеющие фактически никакого реквизита и минимум декораций, вытягивают спектакль на высший уровень, репликами заставляют читателя наиболее полно прочувствовать суть пьесы Горького. И долго еще после окончания звучит в голове голос Сатина: "Ложь - религия рабов и хозяев! Правда - вот Бог свободного человека!"...



Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel