?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эжен Ионеско



ЭЖЕН ИОНЕСКО

15,37 КБ

Eug ne Ionesco
1909–1994
французский драматург, один из основоположников эстетического течения абсурдизма (театра абсурда), Член Французской академии (1970)

Тут надо оговорить, что знаменитый французский театр абсурда – это румын Ионеско, ирландец Беккет и русский Адамов. Так вот, биография: «Ионеско по происхождению румын. Родился 26 ноября 1909 в румынском городе Слатине. Родители в раннем детстве увезли его во Францию, до 11 лет он жил во французской деревне Ла Шапель-Антенез, потом – в Париже. Позже говорил, что детские впечатления деревенской жизни во многом отразились в его творчестве – как воспоминания об утраченном рае. В 13 лет вернулся в Румынию, в Бухарест, и прожил там до 26 лет. В 1938 вернулся в Париж, где прожил всю оставшуюся жизнь.
Формирование его личности проходило под знаком двух культур – французской и румынской. Особенно интересными были взаимоотношения с языком. Перейдя на румынский язык в подростковом возрасте (первые свои стихи написал по-румынски), он начал забывать французский – именно литературный, а не разговорный; разучился на нем писать. Позже в Париже французский пришлось осваивать заново – на уровне профессиональных занятий литературой. Ж.-П.Сартр замечал, что именно этот опыт позволил Ионеско рассматривать французский язык как бы на расстоянии, что давало ему возможность самых смелых лексических экспериментов»...
Теа́тр абсу́рда — абсурдистское направление в западноевропейской драматургии и театре, возникшее в середине XX века. В абсурдистских пьесах мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб. (Википедия)

Википедия: «Ситуации, характеры и диалоги его пьес следуют скорее образам и ассоциациям сна, чем повседневной реальности. Язык же с помощью забавных парадоксов, клише, поговорок и других словесных игр освобождается от привычных значений и ассоциаций. Сюрреализм пьес Ионеско ведет свое происхождение от цирковой клоунады, фильмов Ч.Чаплина, Б.Китона, братьев Маркс, античного и средневекового фарса. Типичный прием — нагромождение предметов, грозящих поглотить актеров; вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы»...


«Носороги»

1959

текст: тут.

Сценарий юго-западного спектакля: тут.

Сюжет: «Провинциальный европейский городок. На террасе кафе общаются два товарища — Жан и Беранже. Но вдруг средь бела дня по улицам и центральным площадям несется носорог, снося все на своем пути. А ведь это не джунгли Африки, рядом даже зоологического сада нет, а цирка — и подавно. И не важно, был ли носорог однорогий или двурогий, африканский или азиатский. Волнует другое: что он тут делает?»... По ссылке подробный пересказ, а в двух словах люди один за другим мутируют в носорогов, отзываясь на конъюнктуру времени – а главный герой удивляется на это и не хочет присоединяться к бльшинству.

Ставили эту пьесу обычно как памфлет против тоталитарных режимов. Против фашизма, к примеру. А судя по тому, что юго-западный спектакль был поставлен в 1982-ом, потом запрещён и возобновлен только в 87-ом – то и против коммунизма-социализма. Положа руку на сердце необходимо заметить, что с драматургами театра абсурда не всё так просто. По большому счёту они не опускались до политической сатиры, они следили за движениями человеческой души как таковой, ну типа человек запросто может превратиться в носорога и при демократическом устройстве общества. Абсурдом представлялась человеческая жизнь как таковая, а не в одной отдельно взятой стране. Хотя, безусловно «Носороги» более других пьес этого театра тяготеет к гуманизму:
“Я им не дамся. Вы меня не поймаете. Я за вами не пойду, я вас не понимаю. Я останусь таким, каков я есть. Я человеческое существо. Человеческое… Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!” – кричит Беранже в финале.

28,13 КБ


«Король умирает»

Le roi se meurt
1962

Сценарий юго-западного спектакля: тут.

Главный герой знает, что он умрет, но умирать не хочет. И говорит, что если бы у него был час, год, даже 20 лет, то он бы подготовился, а сейчас - не готов.

Отношение человека к смерти – тема важная для всех культур, но для тех, кто утверждает, что окружающий мир абсурден это особенно больной вопрос.


библиотекарь Анна Китаева (ann_kit)

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel