?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Калигула

Оригинал взят у mari_goldberg в Люди смертны и потому несчастны
http://lib.ru/INPROZ/KAMU/caligula.txt


Калигула умеет воздействовать на людей. Он заставляет их думать (с)

В этом заключается мой восторг и пьесой, и спектаклем. В театр я шла вооруженная до зубов знаниями сюжета - пьеса была изучена и мной, и подругой. Однако у каждой из нас оставался вопрос, на который ни текст, ни гугл, ни наши догадки не могли дать ответ. А именно в них и заключается основной смысл произведения. Что же понял Сципион, и чем для Калигулы является Луна.
Театр превзошел все ожидания. Тут нельзя расслабиться и просто насладиться игрой - тут надо думать. Думать над каждой фразой, каждым движением. Фразы сменялись одна другой, подсознание требовало больше времени, но, в какой-то момент все стало предельно понятно - надо просто следовать логике. Именно тогда все становится очевидным, и именно к этому призывал сам Калигула.
Тиран, в пьесе он вызывал ненависть за свое бездушие, жестокость, отрицание всех норм и ценностей. Для меня он был раскрыт с одной стороны, и отношение могло бы быть однозначным... Могло, если бы не Луна.

Калигула. Да. И все же. Но я не сумасшедший, более того, я никогда не
был так разумен, как сейчас. Просто я вдруг почувствовал потребность в
невозможном. Вещи, такие, как они есть, не устраивают меня.
Геликон. Это довольно распространенная точка зрения.
Калигула. Верно. Но я не знал этого раньше. Теперь знаю. (Так же
просто.) Этот мир, такой, как он есть, невыносим. Следовательно, мне нужна
луна, или счастье, или бессмертие, что угодно, пусть даже безумие - но не от
мира сего.
Геликон. Этот принцип хорош сам по себе. Но ему невозможно следовать до
конца.
Калигула. Ты ничего не знаешь об этом. Потому что еще никому и никогда
не удавалось быть последовательным в чем-либо. Но может быть, просто
достаточно до конца оставаться логичным.

Люди умирают, и потому они несчастны. Калигула находит возможность сделать людей счастливыми - счастье заключается в свободе. Он начинает с себя: следуя своим убеждениям, он лишает себя каких-либо чувств, обязательств, сковывавших его свободу. Калигула теперь выше всего, придуманного людьми. Он жесток как Боги и непредсказуем как Судьба. У него исчезает страх перед смертью, и этого же страха он хочет лишить своих поданных. Для этого лишь надо обесценить жизнь.
Одно единственное слово, которое я услышала в спектакле, и которое раскрыло для меня суть всего спектакля - Презрение. Вот к чему привела его логика - к презрению всего человеческого, свобода этого не терпит. Сципион так же дошел до этого Презрения, логика Калигулы уже была заложена в нем. Однако, в отличие от Цезаря, Сципион не жесток и, может, не силен. Он понимает Калигулу умом, но не сердцем. Этого мало, чтобы обрести свободу, но достаточно, чтобы простить и продолжить любить человека, убившего ради этого идеала отца Сципиона. Эту слабость людских чувств и презирает Сципион.
Однако, при всем своем презрении к этому миру, Калигула может использовать власть Свободы лишь в нем. Он влияет на чувства людей, но не более. Именно поэтому ему необходимо большее подтверждение его Свободы - возможность невозможного. Например, обладание Луной. Калигула цепляется за эту мысль, считает, что именно это является и проблемой, и торжеством его логики. Логики, которой невозможно возразить, а значит и доказать, что она неверна.
Эта логика дала Калигуле и бесстрашие смерти. Он ждал этого, косвенно он заставлял своих подданных поверить, что и у них есть возможность быть Венерой и творить все без ограничений, ибо Свобода позволяет созидание всего невозможного. Калигула провоцировал их, желал, чтобы мысли, наконец, начали совпадать с поступками, он ждал покушений, заговоров, это означало, что его подданные сделают шаг к Свободе, то есть, совершат невозможное - убийство Цезаря и любимого ими человека.
И когда, наконец, это невозможное становится реальным, вся логика и свобода рушится - Калигула испытывает страх. Ненавистные чувства жалости, привязанности к убитой Цезонии, казненные подданные, которые уже не кажутся инструментами в достижении счастья, абсолютное одиночество - он оказался слаб, слаб, как все несчастные, и потому он был виновен перед собой за этот страх. И того, прежнего Калигулы, способного совершить над ним суд, уже нет. Он оказался тем, кого презирал, он так и не смог обрести Абсолютной Свободы.
Но настоящая вина Калигулы лишь в том, что в нем было слишком много души. Керея, носящий розовые очки, олицетворяет всех, кто может подстраиваться, укрощать, прятать свою душу, для кого подчинение любым прихотям Богов равнозначно стабильности и спокойствию. Тогда не заключается ли в этом жестокость Богов - забрать у Калигулы Друзиллу, являвшейся его розовыми очками, но дать мысль и способность ее развития: люди смертны и потому несчастны?
93DCo_lJWdU

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel